Министерство образования российской федерации - страница 12

^ 4.6.Типы вопросов

  1. Открытые:"Ваш возраст?"

  2. Закрытые:"Ваш пол ?" а) мужской б) женский

  3. Полузакрытые:"Ваша профессия?" а) столяр б) слесарь в) социолог г)предприниматель д) что еще, напишите________________

  4. Прямые:"Нравится ли Вам работа?" а) да б) нет

  5. Косвенные:"Нравится ли работа Вашим коллегам?"

  6. Прожективные:"Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2-3 года, по возвращении вернулись бы на нынешнюю Вашу работу?"

  7. Личные:"Вы удовлетворены оплатой труда?"

  8. Безличные:"Ваши коллеги удовлетворены оплатой труда?"

  9. Вопросы-диалоги:"В газетах пишут, что темпы инфляции снижаются. Вы согласны с этим высказыванием?"



^ 4.7.Виды шкал

  1. "Нравится ли Вам работа?" а) 1.Да; 2.Нет; б) 1.Да; 2. Не очень; 3.Нет; в) 1. Очень нравится; 2. Скорее нравится, чем не нравится; 3.Трудно сказать; 4. Скорее не нравится, чем нравится; 5. Очень не нравится.

  2. Шкала наименований: "Назовите причины, по которым не нравится работа." 1. Низкая оплата труда; 2. Несвоевременная оплата труда; 3. Плохие взаимоотношения в коллективе; 4. Что еще________

  3. Порядковая шкала:"Ваше воинское звание?" 1. Лейтенант; 2. Капитан; 3. Майор; 4. Полковник; 5. Другое_________

  4. Интервальная шкала: а)"Сколько Вам лет?" б)"Ваша зарплата?"

  5. Шкала отношений:" Сколько квадратных метров жилья построила Ваша фирма?______". " Сколько работников у Вас работает?____".


Схема 1.4.3.


Метод опроса (информация извлекается в ходе общения социолога с участниками изучаемых явлений)

Особенности

Достоинства

Недостатки




Непосредственная связь с объектом. Данные представляют участники изучаемых явлений.


Содержание информации зависит от респондента, его установок и компетентности.


Данные определяются формой и содержанием вопроса, процедурой .


Влияние респондента на интервьюера.


Универсальность применения, многообразие информации об объективных и субъективных характеристиках о прошлом, настоящем, будущем, о сферах, в которые включен респондента.

Данные об объективных процессах, об отношении к ним их участников; исследуются мотивы, ценностные ориентации, механизмы общения людей; анализ с разных позиций.

Направление хода опроса на более ценную информацию. коррекция задач, использование опыта интервьюера.

Участие респондента в уточнении задач.



Затруднительно оценить объективность содержания информации


Вероятная ложная, малоценная информация ввиду некомпетентности респондента, случайных обстоятельств.


Навязывание репонденту суждений: неумелые действия интервьюера, резко снижающие качество информации, привнесение в информацию его установок.

Отклонение от исходных задач под влиянием респондента.

^ Ошибки при проведении опросов


1. Нет программы опроса; не выделены категории анализа. В качестве вопросов анкеты респондентам предлагаются проблемы программы исследования или те задачи, которые были поставлены заказчиком перед социологом. Ставятся очень общие вопросы.

2. По результатам пробного опроса было установлено, что познавательная задача расходится со смысловым содержанием формулировки вопроса респонденту. Произошла замена индикатора: вместо вопроса об информированности задается вопрос о самооценке информированности.

2.1. Вопрос содержит термины, смысл которых непонятен респонденту или по-разному понимается респондентами.

2.2. Перед респондентом при ответе на вопрос ставятся задачи, к решению которых он не подготовлен (установить сложные зависимости, провести ранжирование, классификацию, выявить критерий).

2.3. Респонденту задается вопрос об оценке фактов без предварительного выяснения, какое отношение он имеет к этим фактам (о качестве питания в заводской столовой спрашивают работника, который питается дома).

2.4. Получено слишком много одинаковых ответов на вопрос.

2.5. Большое количество ответов на вопрос типа "не знаю", "затрудняюсь ответить".

2.6. Много неуместных замечаний респондентов к ответам.

2.7. После изменения порядка вопросов(вариантов ответов) про-изошли существенные отклонения в ответах респондентов.

2.8. Ответы на вопросы занимают слишком много времени.

2.9. Остается незаполненной значительная часть анкеты.

3. В качестве интервьюеров, анкетеров привлекаются лица, не прошедшие специальной подготовки.

3.1. Интервьюер приступил к опросу без пробного интервью.

3.2. Очень схожи ответы респондентов у одного из интервьюеров.

3.3. Продолжительность беседы у интервьюера после ряда интервью значительно сокращается.

3.4. Респондент в резкой форме отказывается принять участие в опросе. Респондент мотивирует свой отказ различными уважительными причинами. Дает согласие, но только на время значительно меньшее установленного для беседы(заполнения анкеты).

3.5. Респондент выражает опасения участвовать в опросе (в связи с ответом на отдельный вопрос).

3.6. Респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием.

3.7. Респондент слишком разговорчив и уводит интервьюера от темы вопроса.

3.8. Респондент выражает сомнение относительно качества вопросника (отдельных вопросов).

4. Анкеты заполнены неаккуратно, в них много пропусков, неточностей, ошибок в записях, кодировке.

5. В интерпретации данных опроса происходит замена индикатора смысла вопроса. Например: самооценка респондентом поведения интерпретируется как фактическое поведение ("выполняю работы 5-го квалификационного разряда").

6. В ходе опроса собран большой обьем статистической информации. Однако оказалось, что она не имеет прямого отношения к гипотезам и задачам исследования.


9084108063098367.html
9084250262731682.html
9084371263519940.html
9084509974990326.html
9084627398920213.html