Связи с общественностью: ищем формулу успеха - Библиотечный вестник Карелии


^ Связи с общественностью: ищем формулу успеха

(Беломорская ЦРБ, Республика Карелия)


Щурихина Н. В.


В своей повседневной деятельности библиотека, так или иначе, взаимодействует почти
со всеми известными организациями и учреждениями. Трудность состоит в том, что публичная библиотека, являясь открытой общедоступной структурой, ориентированной на предоставление «максимума услуг для всех», вынуждена работать с различными категориями одновременно. Для того, чтобы найти свое место в новой социально-экономической ситуации, возникла необходимость перестроить работу таким образом, чтобы оказаться максимально необходимым всем слоям населения. Речь идет об учредителях – местной власти, государственных, образовательных и культурно-просветительных учреждениях, негосударственных, коммерческих, общественных структурах.

Библиотеки постоянно вынуждены доказывать свою необходимость, предпринимать попытки стать видимыми для органов местного самоуправления. Мы понимаем, что информационная деятельность библиотеки, должна являться частью политики муниципальной власти. С одной стороны, мы присутствуем на всех сессиях районного Совета, своевременно знаем обо всех вопросах и решениях, поднимаемых и принимаемых на сессиях. С другой стороны, у нас имеется опыт работы с депутатами районного Совета. Мы пытаемся работать в тесном контакте
с депутатским корпусом, т. к. именно представители законодательной власти являются выразителями интересов местного сообщества. Тем самым библиотека формирует положительный имидж у местной власти.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования приводит к тому, что выполнять свои функции библиотекам становится все труднее. Однако сколько ни говори, что нет денег, от этого они не появятся. Под лежачий камень вода не течет. Необходимо действовать.
Но как? С чего начать? Свою работу мы начали с анкетирования муниципальных служащих
с целью выявления их информационных потребностей. Позже, на базе библиотеки прошла сессия районного Совета и было проведено анкетирование депутатского корпуса. Результаты анкетирования помогли библиотеке определить список необходимых периодических изданий
и круг абонентов индивидуальной информации.

Занимаясь обеспечением информации по местному самоуправлению, библиотека, в свою очередь, расширила спектр услуг, предоставляемых органам власти и населению. Результатом заинтересованности в совместном сотрудничестве стало заключение договора между Центральной районной библиотекой и Администрацией Муниципального образования «Беломорский район».

Местная власть традиционно уделяет большое внимание социальным службам. Однако мало сделать что-то, нужно рассказать об этом как можно большему количеству людей. И библиотека стала связующим звеном, своеобразным посредником между органами власти и населением района. Каждый третий житель Беломорска является читателем районной библиотеки. И именно у нас он может познакомиться с распоряжениями и отчетами о работе местного
самоуправления. На основании выше упомянутого договора Администрация района предоставляет в фонд библиотеки экземпляры наиболее значимых действующих долгосрочных документов. Самые интересные из них регулярно экспонируются на выставке «Власть и население – параллели и перекрестки». Также на выставке представлен список документов, поступивших из Администрации.

В ходе проведения встреч с депутатами районного Совета и приемов представителями Администрации по личным вопросам мы почувствовали острую необходимость в проведении мероприятий, направленных на информирование жителей о деятельности местной власти
в тех или иных отраслях жизнедеятельности района. Результатом стало проведение Дня информации «Службы социальной защиты – населению». Задумка была такова – дать наиболее полное представление нашим жителям о структуре и деятельности всех служб социальной
защиты, работающих на территории Беломорского района. Были приглашены: начальник управления пенсионного фонда, начальник управления социальной защиты и начальник центра социального обслуживания населения Беломорского района. На этот День информации нами была подготовлена памятка в помощь жителям Беломорского района «Защити свои права». После проведения Дня информации начальник отделения пенсионного фонда обратилась к нам с пожеланием представить в пенсионный фонд для дальнейшего информирования жителей района информационный обзор имеющихся в фонде библиотеки актуальных материалов по вопросам социальной защиты и пенсионного обслуживания населения, который был проведен в ходе Дня информации. И уже буквально в прошлом месяце руководители управления социальной защиты и пенсионного фонда вышли с инициативой организации очередного Дня информации для населения, который запланирован на конец апреля текущего года. Представители пенсионного фонда теперь заинтересованы в том, чтобы работать в стенах библиотеки не только с пенсионерами, но и с работающим населением по вопросам накопительной пенсии. Управление социальной защиты совместно с нашей библиотекой предполагает в дальнейшем выпускать для жителей города памятки по специальным льготам. Пока наши взаимоотношения не имеют юридической почвы, но важно то, что уже сегодня эти организации видят в нас равноправного партнера.

Работая с населением, нельзя не учитывать проблемы и настроение будущего потенциала района, а именно молодежи. Ставя перед собой те же цели, библиотека работает в тесном контакте с Комитетом по культуре, досугу и молодежной политике, который обратился к нам
с предложением содействовать в изучении интересов и проблем молодежи, чтобы строить программу своей деятельности в соответствии с их запросами. В общественной приемной библиотеки был проведен прием молодежи по личным вопросам заместителем Главы самоуправления и депутатом районного Совета. Надо отметить, что данная приемная оказалась одной
из самых удачных за всю практику такой работы. В результате было принято решение проводить встречи с молодыми людьми регулярно – раз в полгода. В этом году предполагается пригласить тех ребят, которые пришли к нам осенью делиться своими проблемами, и рассказать им о том, что было сделано по итогам прошлой встречи.

Работая по программе «Информационное обеспечение населения и органов местного
самоуправления», невозможно обойтись без средств массовой информации, поэтому после заключения договора с Администрацией мы заключили договор о взаимном сотрудничестве
с редакцией газеты «Беломорская трибуна».

Стремительно меняется время, меняется общество. Известно, что каждые 5 лет объем вновь полученных знаний и информации увеличивается примерно в два раза. Ориентироваться в этом потоке становится все сложнее. И здесь такому открытому для населения социальному институту как библиотека невозможно обойтись без информационных технологий.

В 2000 году Центральная районная библиотека г. Беломорска была подключена к Интернет. Мы получили возможность пользоваться электронной почтой, предоставлять доступ своим читателям к Интернет-ресурсам. Фонды нашей библиотеки часто недостаточны, и здесь на помощь в нашей работе пришла Национальная библиотека РК. Был заключен трехсторонний
договор о взаимном сотрудничестве между НБ РК, Беломорской районной библиотекой и партнером, который сам вышел на нас, Беломорским филиалом Петрозаводского государственного университета в области электронной доставки документов. Таким образом, фонды НБ РК стали открыты и доступны нашим читателям. А филиал университета предоставлял библиотеке возможность использовать свой канал связи.

Но внедрение компьютерных технологий в практику работы ЦРБ затруднялось из-за недостаточного количества автоматизированных рабочих мест, отсутствия в библиотеке локальной внутренней сети. Поэтому, когда был объявлен республиканский конкурс проектов «Библиотека в XXI веке», мы решили участвовать в нем и представили проект по теме «Библиотека и Интернет: использование Интернет-технологий в обслуживании пользователей Беломорской ЦРБ». Главной целью проекта является расширение предоставляемых читателям библиотечных и информационных услуг, обеспечение равных возможностей доступа к информации для населения Беломорского района, укрепление статуса библиотеки как информационного учреждения. В результате наш проект оказался в числе победителей, денежный приз пошел на приобретение компьютерной техники, в библиотеке установлена локальная сеть.

Сегодня наша библиотека является участником республиканского проекта «Создание
корпоративной библиотечной сети РК». Недавно мы получили возможность пользоваться выделенным каналом связи, работая на серверах Карелии, пользоваться двумя бесплатными почтовыми ящиками. В связи с этим наши возможности значительно расширились. Кроме того, мы получили возможность выставить информацию о своей библиотеке на сайте «КомАрт» или, иначе, «Культурные маршруты Карелии». Здесь можно поделиться информацией о значимых мероприятиях в жизни библиотеки, выставить информацию для обсуждения, поучаствовать
в форуме. Со своей стороны разработчики этого сайта готовы оперативно и своевременно размещать информацию о библиотечной деятельности.

Сложившаяся в нашей стране система правового информирования была ориентирована, главным образом, на предоставление правовой информации государственным органам, организациям и учреждениям. Однако за последние годы существенно вырос спрос на получение правовой информации со стороны негосударственных учреждений и населения. Распространение официальных документов в интересах широких слоев осуществляется, в основном,
через средства массовой информации. Но СМИ не обеспечивают необходимой полноты освещения правовых актов и не предоставляют возможность избирательного поиска информации по запросу. На данном этапе развития информационного общества огромную роль в распространении официальной информации играют библиотеки.

В целях организации доступа к правовой информации в электронном виде районная
библиотека использует СПС «КонсультантПлюс» и «Кодекс». Основное отличие этих систем состоит в том, что в «Кодексе» имеется хорошая база карельского законодательства,
«КонсультантПлюс» – мощная база федерального законодательства, которая обновляется еженедельно. СПС взаимодополняют друг друга. Таким образом, появилась возможность предоставлять наиболее полную информацию по правовым вопросам. Мы, в свою очередь,
предоставляем консорциуму «Кодекс» документы Администрации Беломорского района для включения их в БД карельского «Кодекса». Тесно сотрудничаем с фирмой СПС «Дата», которая регулярно оказывает нам техническую поддержку системы «КонсультантПлюс» и предлагает свою помощь в поисках конкретных документов. Отношения с фирмами, предоставившими нам СПС, закреплены договорами.

Говоря о наших партнерах, я не могу не сказать о том, что сегодня мы работаем по договору с Северо-Западной Академией государственной службы. Этого партнера предложила и рекомендовала нам районная Администрация. На основании договора Академия госслужбы
передала нам в аренду оргтехнику, оказывает библиотеке хозяйственную поддержку. Не так давно СЗАГС предоставила в наше пользование электронную библиотеку, насчитывающую 1000 томов отраслевой литературы.

Работая на протяжении нескольких лет с местной Администрацией, выступая на сессиях районного Совета, проводя на базе библиотеки сессии, организуя выездные общественные приемные в Беломорском районе, Главы поселковых администраций смогли увидеть в нас партнера. С другой стороны, работа Центральной районной библиотеки перешла сегодня
на тот уровень, когда Администрация района видит в нас не просителя, а равноправного партнера. Жители же удаленных населенных пунктов, присутствуя на выездных мероприятиях
Центральной районной библиотеки, посредством местной газеты, с помощью сельских библиотек-филиалов узнают о деятельности районной библиотеки как информационного центра.
Как и жители города, они нуждаются в информации о жизнедеятельности местного сообщества. Общество диктует сельским библиотекам необходимость создания на базе библиотеки сельских общедоступных центров информации.

Путь к признанию был нелегким. Останавливаться на достигнутом не приходится. Теперь нам нет необходимости доказывать свою значимость для района. Сегодня наша библиотека стремится перейти на такой уровень, чтобы не только аккумулировать и распространять информацию, но и стать своеобразным координационным центром социальной инфраструктуры Муниципального образования «Беломорский район». В условиях нашего небольшого муниципалитета необходимо постоянно устанавливать новые контакты как с руководителями предприятий и организаций города и района, так и с представителями новых властных структур. Работа по созданию взаимовыгодных, дружественных отношений должна вестись осознанно
и планомерно. От ее успеха во многом зависит будущее нашей библиотеки.


^ Куличкова И. Ю., библиотекарь
отдела обслуживания


Сегодня в российском обществе, как и во всем мире, происходят значительные изменения. В этих условиях необычно возрастает роль библиотек. Они рассматриваются не только как центры, хранители и носители архивных ценностей мировой человеческой культуры, но и как учреждения культуры, формирующие информационное пространство. Библиотеки приспосабливают свои службы к индивидуальным потребностям своих клиентов и общества в целом.

В настоящее время библиотекам необходимо формировать положительный образ своего учреждения, в этом плане очень важно обрести связь с общественностью. Общественные связи библиотеки – это наш социальный капитал. Одни связи изживают себя, другие утрачиваются невольно, а третьи крепнут и создают предпосылки усиления социального влияния библиотеки. При проведении социологических исследований в нашей библиотеке были выявлены две приоритетные категории работы с читателями: это социально незащищенная группа пользователей (пенсионеры, инвалиды, ветераны, временно неработающие) и молодежь.

Развитие рыночных отношений в стране привело к закрытию многих молодежных и культурных учреждений. Когда прошла эйфория перестройки, и наступили бесконечные кризисы, библиотеки погрузились в новые проблемы: в молодежной среде, увы, пускали корни наркомания, проституция, преступность, СПИД. В обществе, пересматривающем все свои жизненные
и духовные ценности, ломающем экономические и идеологические устои, наиболее незащищенной категорией оказались молодые. Именно тогда у нас установились связи с отделом
образования, социальной защиты, отделом здравоохранения. В рамках Месячника здоровья, который традиционно проводится в Беломорском районе, в библиотеке состоялись встречи
с представителями здравоохранения по проблемам наркомании, СПИДа и другим негативным явлениям, были проведены беседы, обзоры книг по данной тематике. Наша профессия предполагает обращение к высокому духовному наследию и идеям современных авторов. Но без жизненной подпитки, без активного взаимодействия с молодежью вне библиотеки трудно представить целостную картину внутреннего мира молодых. Благодаря сотрудничеству нашей библиотеки с такой благотворительной организацией как Красный крест мы получили возможность участвовать в акциях «За здоровый образ жизни», «Скажи наркотикам «Нет!», «Антиспид».

Совместно с Центром занятости сотрудники отдела обслуживания увидели свою задачу
в оказании поддержки молодежи, помощи в выборе профессии, профадаптации, умении ориентироваться на рынке труда. Были проведены совместные мероприятия. Это тематические Дни информации «Профессий тысяч, и какова твоя?», «Мир труда широк и светел» и многие другие.

В последние годы под лозунгом «Библиотека не идеологическое учреждение» получило распространение отрицание воспитательной функции в работе библиотек, и даже употребление слова «воспитание» стало едва ли не предосудительным. Однако такое направление
воспитательной деятельности как патриотическое объективно тесно связано с работой библиотеки. В итоге, выходя на процессы формирования сознания молодого человека, библиотекарь получает возможность активно содействовать становлению патриота и гражданина
России. Поэтому в нашей библиотеке возникла необходимость работы по патриотическому воспитанию. Была разработана и в настоящее время действует подпрограмма «Просветительская деятельность библиотеки в вопросах патриотического воспитания молодежи», цель
которой, используя книгу и патриотические издания, пробудить и укрепить любовь к Родине, способствовать формированию патриотического сознания молодого поколения. Мы осуществляем тесную связь с теми организациями, которые призваны руководить процессом патриотического воспитания молодых. В число таких организаций входят: отдел образования,
военкомат, Совет ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов, Комитет по культуре, досугу и молодежной политике МО «Беломорский район».

Важными для нас являются те организации, от которых можно ожидать помощи. Выявляя партнеров и участников программы, мы сумели выстроить отношения так, что библиотека
стала равноценным партнером, а не просто просителем. Благодаря финансовой поддержке военкомата, а также наших информационных ресурсов, были проведены мероприятия, посвященные Дню призывника. Активную помощь в проведении мероприятий оказали и наши читатели, среди которых были и родители призывников, и работники Дома культуры.

Как известно, милосердие – одно из важнейших проявлений нравственности. Что необходимо сделать, чтобы милосердие, сочувствие стали нормой жизни? А нужно от нас, библиотекарей, совсем немного – просто вспомнить о тех пожилых, больных, одиноких людях, которые живут рядом с нами. Люди с ограниченными возможностями здоровья часто остаются наедине со своими проблемами. Поэтому они рады и благодарны каждому шагу, который сделан им навстречу. Для многих из них книга является порой единственным окном в большой мир. Помочь им обрести частичку утраченных радостей жизни, вернуть им веру в то, что они полноправные члены общества – все это под силу библиотекарям. Поэтому вот уже на протяжении 5 лет
в практику работы нашего отдела введена такая услуга, как обслуживание на дому.

Мы понимаем, что такое дело требует огромных душевных сил, любви, терпения, исключает всякий формализм. Сотрудники нашего отдела не только могут принести книгу на дом,
но и по просьбе рассказать о новинках в мире книг и периодических изданий. Для тех, кто желает воспользоваться этой услугой, достаточно просто позвонить по телефону, и библиотекарь обязательно откликнется.

Большой и давно назревшей проблемой и новым звеном в работе с социальной группой стало обслуживание инвалидов по зрению и слабовидящих читателей. Мы начали сотрудничество с Районным обществом слепых. Совместно с председателем общества слепых планируем работу на год, определяем формы и содержание, помогаем ориентироваться в общегородской обстановке. Установлен контакт и налажен книгообмен «говорящих книг» с Карельской республиканской библиотекой для слепых. Поскольку библиотека является по своей сути центром культуры и досуга, много делается для организации отдыха, общению инвалидов по зрению.
В рамках выездной гостиной проводятся различные мероприятия. Проведенная мини-конференция «Роль библиотек в социальной реабилитации инвалидов» выявила их большую заинтересованность проблемами местного сообщества. В результате была разработана и принята совместная программа «ЦБС как местный информационный центр для незрячих и слабовидящих». По этой программе мы начали работать с января 2001 года. Состоялась встреча
с представителями Администрации района: заместителем Главы самоуправления (Попов А. А.), зав. отделом здравоохранения (Ершова Т. И.), с представителями отдела социальной защиты и пенсионного фонда. Встреча получилась интересной и плодотворной.

Результаты такой работы невозможно выразить количественными показателями. Гораздо важнее другое – это востребованность такой формы обслуживания как социально-незащи-щенными слоями населения, так и руководителями городских социальных служб.

В последние годы значительное распространение в профессиональной литературе получил термин «библиотечная инновация», что означает оригинальную, нестандартную, выходящую за пределы существующих канонов идею, которая отражает новый подход к содержанию
и формам обслуживания. Наряду с традиционными библиотечными мероприятиями, в нашем отделе проводятся и такие, как презентация частных коллекций книг, периодических изданий, творческих работ наших читателей. Например, была представлена частная коллекция книг нашего пользователя Смагина Игоря «Мир автомобилей без границ», состоящая из 46 экземпляров документов. Выставлялись в нашем читальном зале творческие работы Чухаревой Раисы Владимировны, семьи Зайцевых и других читателей. Это были мягкие игрушки, лоскутное шитье, вязание, оригами – все то, что сделано своими руками. Выставки таких творческих работ пользовались большим интересом среди наших посетителей. Среди читателей библиотеки оказалось много талантливых людей, которые по существу и являются нашими партнерами.

Мы на собственном опыте убедились, что библиотека может способствовать развитию творческого потенциала читателей, находящих в наших стенах информационную и моральную поддержку, а совместная деятельность библиотеки и партнерских организаций при общности целей и интересов дает эффективный результат.


^ Свиньина И. А., зав. отделом
обслуживания детей


Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, в настоящее время самая большая ценность, приоритетная для библиотек группа обслуживания. «Концепция библиотечного развития обслуживания детей в России» определяет современную библиотечную политику по отношению к детям, на каких принципах она должна строиться. В сфере социокультурной жизни эти принципы определяются как: стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учетом их половозрастных, психологических
и индивидуальных особенностей. Акцент в библиотечном обслуживании детей делается
на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями.

В нашей библиотеке по этим направлениям разработаны программы, и мы работаем
по ним уже не первый год. Отправной точкой можно назвать прошедшую в стенах нашей
библиотеки районную конференцию «Детское чтение в современном обществе», в которой принимала участие доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры Тихомирова Ираида Ивановна. В конференции участвовали педагоги, школьные библиотекари, воспитатели детских садов и все заинтересованные люди. В ходе конференции поднимались вопросы о детском чтении, о формах и методах работы с детьми. В ходе обсуждения этих проблем были сделаны выводы, результатом их стала разработанная программа «Культура и чтение».

Мы поняли, что для воспитания и формирования разносторонне развитой личности необходимо воспитание информационной культуры и культуры чтения как одной из главных ее составляющих. Именно на основе этих двух задач были составлены 2 подпрограммы работы детского отдела обслуживания:

Эти подпрограммы и стали основой работы отдела обслуживания детей. Подпрограмма «По ступеням культуры чтения» рассчитана на пять лет. На первом этапе подпрограммы был определен круг детей из социально неблагополучных семей. Составили их социальный портрет и провели анкетирование по выявлению читательской деятельности. Следующим этапом явилось составление тематического плана первого года работы – «Путешествие по сказочной стране». Занятия еще продолжаются, и анализ первого года внесет свои изменения и корректировки, покажет сильные и слабые стороны нашей работы.

Подпрограмма «Дети и компьютер в библиотеке» потребовала партнерства со школьными библиотекарями. Первым этапом стала разработка тематических планов: «Библиотечно-информационные знания – школьникам» и «Поиск информации в электронных базах данных». Методический отдел провел День информации для специалистов школьных библиотек: «Информационно-библиотечное обслуживание читателей-школьников: грани взаимодействия школьных (вузовских) библиотек». Один из вопросов, который поднимался в ходе Дня информации, – «Публичные и школьные библиотеки: грани сотрудничества». Школьные библиотекари увидели наши информационные и технические возможности, библиотекари ознакомились
с тематическими планами. В результате совместно со школьными библиотекарями стали работать по плану «Библиотечно-информационные знания – школьникам».

Третий принцип, определенный в «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», – это принцип социальной адаптации детей с учетом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей. В этой работе нашими партнерами являются Детский дом и отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга».

В прошлом году в рамках республиканской благотворительной акции «Подари тепло» у нас прошла презентация компьютерного зала. В игровой форме ребятам были рассказаны и показаны возможности компьютера, в конце состоялось чаепитие, детям были подарены памятные сувениры, диски для игры. В проведении акции нашими партнерами выступили и предприниматели, и заместитель Главы местной Администрации.

Несколько лет мы выходили на руководство Детского дома с конкретными предложениями по сотрудничеству. Но, к сожалению, они отказывались, мотивируя это тем, что у них в Доме
и без нас активная и насыщенная жизнь. В последний год ситуация изменилась. Воспитанники Детского дома посещают у нас практически все мероприятия. На абонементе они выделены
в отдельную группу и тоже имеют возможность брать книги на дом, в выходные дни они приходят и просто почитать журналы. Надеемся, что нам удалось преодолеть барьер недоверия,
и в будущем совместные мероприятия будут отражены в планах работы и наших, и Детского дома.

Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга» открылось в нашем городе недавно. И, конечно, мы не могли остаться в стороне, ведь этим детям, как ни кому другому, необходима помощь и сила книги, художественного слова. Для детей с ограниченными возможностями здоровья библиотерапевтическое воздействие книг неоценимо. На стадии разработки находится тематический план работы с этими детьми. Работники отделения увидели в нас партнеров, сами обратились к нам за информационной поддержкой.

Мы понимаем, что библиотека – это открытая система, связанная с окружающим миром большим количеством зримых и незримых нитей. И библиотека, обслуживающая детей, должна в своей работе как можно полнее использовать эти связи. Поэтому мы не ограничиваемся разработанными программами, а стараемся привлекать для совместной работы организации, занимающиеся досуговой деятельностью детей, Центр детского творчества и учреждения культуры: музыкальную школу, музей, и такие организации как детская поликлиника, ГИБДД. Центр занятости. Подобное партнерство необходимо нам для достижения своей конечной цели, то есть активизации, стимулирования детского чтения.

С Центром детского творчества у нас сложились хорошие партнерские отношения. Участники кружков посещают мероприятия, представляют свои работы на выставках, для кружковцев проводятся мероприятия и книжные выставки, руководители кружков являются абонентами индивидуальной информации.

Библиотека – учреждение культуры. И, конечно, учреждения одного ведомства должны как можно полнее сотрудничать, строить свои партнерские отношения. В прошлые годы контакта
с Детской музыкальной школой не было, но «лед», как говорится, тронулся. В начале года мы вышли на руководителей музыкальной школы с конкретными предложениями, и руководители и учителя с радостью откликнулись. Результатом стало проведение Фольклорного праздника «Святый вечер, добрый вечер», на котором выступила детская группа «Спутник» Поморского народного хора. Успех нас воодушевил, и в планах на будущее – совместные мероприятия
по циклическим народным праздникам.

С музеем нас также связывают партнерские отношения. В 2000 году в рамках районного фестиваля «Первобытной культуры» прошел цикл обзоров и бесед «Тайна Беломорских скал», оформленную в читальном зале книжную выставку, посвященную Беломорским наскальным изображениям, дополняли экспонаты музея. Работники музея рассказывали об истории Беломорска и беломорских петроглифах, демонстрировали свои экспонаты, а мы сопровождали
их рассказы демонстрацией книг. Стало традиционным проведение с работниками музея игр-путешествий «В мире петроглифов», «Листая Каменную книгу» по страницам одноименной книги Александра Линевского.

Детская поликлиника не является учреждением, занимающимся досугом и воспитанием детей, но в пропаганде здорового образа жизни, профилактики заболеваний их знания и опыт неоценимы. Совместно мы провели для ребят мероприятие «Как стать Неболейкой», на котором выступала врач-педиатр с беседой о профилактике вирусных заболеваний.

Профориентация – одно из направлений работы детских библиотек, и мы не исключение. Вот уже три года, как мы проводим для старшеклассников тематический День информации,
на который приглашаем специалиста из Центра занятости. Ребятам предоставляется возможность посмотреть видеофильм об учебных заведениях города Петрозаводска, получить нужную и интересующую информацию по этой теме непосредственно от человека, который в курсе вакантных профессий как у нас в городе, так и в республике.

С государственной инспекцией безопасности дорожного движения наше партнерство носит разовый характер. Провели для детей мероприятие «Ходи по улицам с умом» с участием инспектора по безопасности дорожного движения. Опыт совместного сотрудничества был, и мы надеемся, что он будет продолжен.

Одно из направлений социального партнерства – это партнерство с самими читателями. Оно традиционно, и все библиотеки этим занимаются. Дети с удовольствием принимают участие в разного рода конкурсах, играх, но с еще большей радостью они участвуют в подготовке и проведении мероприятий для своих сверстников. Мы стараемся делать мероприятия для всех возрастных категорий наших читателей. Старшие с удовольствием участвуют в проведении мероприятий для младших. А с какой гордостью они приносят поделки, сделанные своими руками, фотографии, написанные рассказы на выставки и фотовернисажи.

Немаловажную роль в работе детской библиотеки играет партнерство с родителями.
Мы сделали акцент на родителей дошкольников. Думаю, что никому не нужно рассказывать
о том, как важно привить ребенку любовь к чтению до школы. Воспитать человека с более высокой читательской культурой можно только с младенчества через систематическое его приобщение к семейному чтению. Оно занимает совершенно особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности.

Мы проанализировали количество читателей дошкольников и пришли к выводу, что процент этих читателей очень мал как к общему количеству наших читателей, так и к количеству детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, что нам необходимо активизировать работу в этом направлении. Мы разработали тематический план: «Всей семьей
в библиотеку», цель которого привить интерес у дошкольников к чтению, предоставить услуги детям и их родителям, оказать информационную поддержку родителям в детском чтении, информировать о новых поступлениях, о лучших образцах детской литературы.

В заключение хочу отметить, что, конечно, не все в нашей работе гладко и слажено
в плане партнерских отношений. Но цифры – вещь упрямая, и показатели работы как количественные, так и качественные из года в год у нас повышаются. Значит, мы на правильном пути, но мы считаем, что останавливаться на достигнутом никак нельзя, нужно полнее использовать свой потенциал и в республиканских, и в муниципальных программах, касающихся детства
и молодежи, и самим активнее в своей работе привлекать различные организации, так или иначе связанные с проблемами детства.


9080250798764135.html
9080395425086820.html
9080528146808857.html
9080857321494487.html
9080951239133716.html