ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Пояснительная записка цели и задачи. Изучение химии в основной школе направлено на достижение...




^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи. Изучение химии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

Основной задачей является интеграция знаний обучающихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира.

^ Нормативные правовые документы. Рабочая программа по химии на профильном уровне разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007г №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «б утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Закона Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области».

Данная программа составлена на основе авторской программы Габриеляна О.С. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа, 2007г.

Программа данного курса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы; позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применяемость их как для неорганической химии, так и для органической.

В авторскую программу внесены изменения количества часов, отводимых на изучение некоторых разделов. Это обусловлено необходимостью практического назначения данных тем.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества и химическом процессе. Фактическую основу-обобщённые представления о классах органических и неорганических соединениях и их свойствах, что позволяет подвести обучающихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. Это даёт выпускникам лучше усвоить химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3часа неделю, в том числе отведено время на контрольные работы 6часов; практические работы 8 часов.

Формы организации общеобразовательного процесса:

В обучении используются следующие технологии:

Рабочая программа по химии предусматривает формирование у школьников ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса химии на этапе общего образования являются:

познавательная деятельность:

информационно-коммуникативная деятельность:

рефлексивная деятельность:

Для оценки знаний обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися теоретической и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводиться обучающимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых химических понятий, законов химии, основных теорий химии.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные не только на умения называть вещества, но и уметь определять валентность, степень окисления химических элементов, заряд иона по формулам соединений; вид химической связи в соединениях; тип кристаллической решётки в веществах; характерные свойства высших оксидов металлов и неметаллов, а также их гидратных соединений; типы химических реакций по всем известным признакам классификации; уметь характеризовать s- и р-элементы по положению в периодической системе; объяснять зависимость свойств веществ от их строения, а также выполнять химический эксперимент.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В работе используется учебник Габриеляна О.С., Лысовой Г.Г. – профильный уровень. Этот учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В нём изложены основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, сущность электролиза и коррозии, общие свойства металлов и неметаллов и т.д.

Предусмотрено проведение опытов, практических работ. В конце параграфов приведены тексты задач, цепочек превращений, вопросов, на которые нужно дать ответы, творчески осмыслив изученный материал.

Учебник представляет собой заключительную часть авторского курса О.С.Габриеляна, ведущая идея которого – единство органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теорий.


^ Основное содержание рабочей программы.


Тема 1. Строение атома (10ч.)


Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

^ Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, р, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, р-, d-, f-семейства.

^ Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбуждённом состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподелённых электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

^ Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (Й.Я.Берцеллиуса, И.В.Доберейнера, А.Э.Шанкуртуа, Дж.А.Ньюлендса, Л.Ю.Майера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д.И.Менделеева.

Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука – Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Знать и понимать:

важнейшие химические понятия: атом, состав атомных ядер, химический элемент, нуклиды, изотопы, валентность, степень окисления, строение электронных орбиталей атомов химических элементов, атомные s-,р-, d- орбитали;

учения и законы: периодический закон Д.И.Менделеева.

основные теории химии: строения атома.

Уметь :

определять и распознавать: степени окисления химических элементов; валентность;

характеризовать и описывать: строение электронных оболочек атомов химических элементов; теоретическое и практическое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; свойства химических элементов (первых четырёх периодов) и их соединений на основе положения в периодической системе и строении атома, s-,p-,d-элементы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

объяснять: физический смысл числовых обозначений в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах, зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе.

составлять: химические формулы оксидов и соответствующих им гидратных соединений, солей, водородных соединений элементов.

Демонстрации. Работа с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Зачёты. Выполнение тестовых заданий по теме: «Основные сведения о строении атома».

^ Контрольная работа по теме: «Строение атома».


Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (16ч.)


Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки. Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π ), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решётки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решётки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, её значение. Межмолекулярные взаимодействия.

Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе.

^ Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталей и гибридизация молекул. sр³- гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр²-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sр-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

^ Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакция полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

^ Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б.Дюма, Ф.Вёлер, Ш.Ф.Жерар, Ф.А.Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

^ Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М.Бутлерова в становлении, предсказании и развитии (три формулировки).

^ Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Знать и понимать:

важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, дисперсные системы, истинные и коллоидные растворы, изомерия, гомология, функциональные группы органических соединений, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул.

учения и законы: учение А.М.Бутлерова о химическом строении органических веществ.

Уметь:

определять и распознавать: вид химической связи в неорганических и органических соединениях; тип кристаллической решётки в веществах; вид гибридизации электронных облаков атомов углерода в органических соединениях; возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ, пространственное строение молекул, тип кристаллической решётки;

объяснять: зависимость свойств веществ от особенностей кристаллической решётки, природу и способы образования химической связи;

вычислять: молярную концентрацию растворов; массы и объёмы продуктов реакции, проводить расчёты по химическим формулам;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представление в различных формах.

Расчётные задачи. 1. Расчёты по химическим формулам. 2. Расчёты, связанные с понятиями «массовая» и «объёмная» доли компонентов смеси.

3. Вычисления молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических решёток веществ с различным типом связей. Коллекция пластмасс и волокон. Модели молекул белков и ДНК.

Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода.

2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

Зачёты по теме: «Периодический закон и строение атома», «Виды химической связи», «Дисперсные системы» (выполнение тестовых заданий), по решению задач.

^ Проектная деятельность по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева».

Контрольная работа по теме: «Строение вещества».


Тема 3. Химические реакции (25 ч.)


Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Понятие о химической реакции; её отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степей окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

^ Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

^ Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле-Шателье.

^ Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, её зависимость от природы электролита и его концентрации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

^ Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рH. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Знать и понимать:

важнейшие химические понятия: обратимость химических реакций; химическое равновесие и условия его смещения, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции, катализ, гидролиз.

Уметь:

определять и распознавать: типы химических реакций по всем известным признакам классификации; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; реакцию среды растворов различных солей, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов;

объяснять: сущность реакций ионного обмена и процессов окисления и восстановления, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

составлять: уравнения окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса; уравнения реакций гидролиза различных солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

вычислять: по термохимическим уравнениям, скорость химических реакций, находить константы равновесия;

выполнять: химический эксперимент.

Расчётные задачи. 1. Расчёты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктам реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчёт средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Получение кислорода из пероксида водорода и воды. Дегидратация этанола. Свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту; спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, мела или известняка) и экзотермические на примере реакции соединения (обесцвечивание раствора перманганата калия этиленом, гашение извести). Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты и серной при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода или перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны. 6. Разные случаи гидролиза солей.

Практические работы. 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Гидролиз».

Зачёты по теме: «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз», «Скорость химических реакций, химическое равновесие» (выполнение тестовых заданий).

^ Контрольная работа по теме: «Химические реакции».



9076158711674080.html
9076275708420987.html
9076409819631174.html
9076530335920950.html
9076705343612737.html