Предыстория создания УВКБ ООН Функции УВКБ ООН - Вопросы к гэ

Предыстория создания УВКБ ООН Функции УВКБ ООН

ЮНРРА (UNRRA) и ИРО (IRO). Помощь беженцам впервые была организована в 1921 под международным покровительством Верховного комиссариата по беженцам Лиги наций. ЮНРРА – Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации, учрежденная 9 ноября 1943, стала первым международным органом, который должен был заниматься перемещенными лицами и беженцами. В ее цели входили благотворительность, поддержка и в конечном счете репатриация перемещенных народов тех стран, которые вели борьбу против нацистов. В 1946 ок. 1675 тыс. человек – перемещенных лиц, довоенных беженцев и беженцев военного времени – не могли или не хотели возвращаться на родину – либо по причине потери всех своих связей, либо из-за изменения политических условий в их странах. Таких людей следовало считать беженцами, которым требовалось найти новое местожительство.

Международная организация по делам беженцев (ИРО – IRO), устав которой был одобрен Генеральной Ассамблеей 15 декабря 1946, взяла на себя функции ЮНРРА. К февралю 1952, когда ИРО прекратила свою деятельность, она содействовала переселению более миллиона перемещенных лиц и репатриации 73 тыс. человек.

^ Основные направление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) создано в 1951 году под эгидой ООН в качестве института международной защиты и решения проблемы беженцев.

Первоначально организация занималась расселением людей, оставшихся без крова после II мировой войны, однако в связи с ростом числа беженцев во всем мире мандат УВКБ ООН периодически продлевался на очередные 5 лет. Это продолжалось до 2003 года, когда Генеральная Ассамблея ООН решила окончательно снять указанные временные ограничения до тех пор, пока проблема беженцев не будет окончательно разрешена.

В настоящее время УВКБ ООН является одной из крупнейших гуманитарных структур в мире, которая оказывает помощь 19.2 млн. человек в 116 странах. Численность ее сотрудников достигает 6500 человек. Деятельность ее направлена на обеспечение беженцам основных прав человека, контроль за соблюдением правительствами принципа невысылки и соответствующих норм международного права, а также, в зависимости от обстоятельств, репатриацию, интеграцию или переселение беженцев в третьи страны. В последнее время УВКБ ООН все чаще оказывает помощь другим группам лиц, оказавшейся в ситуации, схожей с положением беженцев – внутренне перемещенным лицам, лицам без гражданства и пр. Возглавляет УВКБ ООН верховный комиссар (с июня 2005 года – бывший премьер-министр Португалии Антонио Гутерреш). Руководящим органом Управления является Исполнительный Комитет Программы Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (Исполком УВКБ ООН), состоящий из представителей 68 государств. Россия избрана в члены Исполкома в 1995 году. Комитет ежегодно собирается на свои заседания в Женеве и утверждает программы Верховного комиссара, определяет рамки деятельности по защите прав беженцев и иные направления работы. Постоянный комитет УВКБ ООН проводит свои заседания несколько раз в год.

Верховный комиссар по правам человека предпринимает конкретные действия по институционализации сотрудничества и координации работы с такими органами ООН, занимающимися вопросами прав человека, как Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) и Добровольцы Организации Объединенных Наций (ДООН).

еятельность Ближневосточного агентства ООН для помощи

палестинским беженцам и организации работ (БАПОР)

БАПОР – UNRWA. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) учреждено в 1949. Агентство начало свою деятельность в 1950, оказывая жизненно важную помощь нуждавшимся беженцам из Палестины, которые проживали в Ливане, Сирии, Иордании и секторе Газа. С 1967 Генеральная Ассамблея уполномочила БАПОР «оказывать практическую гуманитарную помощь, исходя из чрезвычайных обстоятельств и необходимых временных мер, и другим лицам в регионе, которые в результате конфликта в июне 1967 стали беженцами и находятся в бедственном положении». После войны 1967 БАПОР продолжала предоставлять помощь палестинским беженцам на Западном берегу и в секторе Газа по соглашению с оккупационными властями Израиля. Своего жилья в секторе Газа, на Западном берегу и в округе Кунейтра (Сирия) лишились ок. 500 000 человек, примерно половина из которых была зарегистрирована в качестве беженцев. Массовый исход создал чрезвычайную ситуацию в местах приема беженцев. Сирия, Иордания, добровольные службы и БАПОР были вынуждены принимать неотложные меры. Следовало создать десять палаточных лагерей: четыре в Сирии и шесть в Иордании, доставить туда оборудование и наладить образовательное, медицинское и санитарное обслуживание. Построенные и оборудованные лагеря БАПОР на Западном берегу оставались пустыми, поскольку эту территорию оккупировали израильтяне. С течением времени БАПОР заменила палатки во временных лагерях на однокомнатные жилища, каждое на одну семью. В 1970-е очередной периодически повторяющийся финансовый кризис нанес удар и по БАПОР, и в 1975–1976 Агентство почти приостановило свою деятельность.

Существуя исключительно на добровольные пожертвования со стороны правительств, межправительственных и неправительственных организаций, частных лиц и компаний, Агентство испытывало растущие трудности в плане финансирования программ поддержки соответствующих служб. К 1980-м годам финансовое положение БАПОР стабилизировалось, когда Агентство стало получать регулярные взносы со стороны ООН вместе со специальными взносами чрезвычайного фонда для нужд жителей Западного берега, района Газы и Ливана. К началу 1992 БАПОР поддерживало более 2615 тыс. палестинцев, 452 тыс. которых находились на Западном берегу; 550 тыс. в Газе; 1000 тыс. в Иордании; 317 тыс. в Ливане; 296 тыс. в Сирии. Число беженцев в Иордании резко возросло, хотя и неофициально, в 1991, когда во время войны в Персидском заливе 300 тыс. палестинцев покинули Кувейт. БАПОР обеспечивает работой ок. 15 тыс. палестинцев. По числу арестованных и подвергшихся тюремному заключению сотрудников БАПОР занимает первое место среди подразделений ООН. В марте 1992 85 представителей штаба БАПОР находились в заключении, а 78 из них были задержаны военными властями Израиля. ООН: БАПОР - UNRWA К статье ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ООН Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) учреждено в 1949. Агентство начало свою деятельность в 1950, оказывая жизненно важную помощь нуждавшимся беженцам из Палестины, которые проживали в Ливане, Сирии, Иордании и секторе Газа. С 1967 Генеральная Ассамблея уполномочила БАПОР "оказывать практическую гуманитарную помощь, исходя из чрезвычайных обстоятельств и необходимых временных мер, и другим лицам в регионе, которые в результате конфликта в июне 1967 стали беженцами и находятся в бедственном положении". После войны 1967 БАПОР продолжала предоставлять помощь палестинским беженцам на Западном берегу и в секторе Газа по соглашению с оккупационными властями Израиля. Своего жилья в секторе Газа, на Западном берегу и в округе Кунейтра (Сирия) лишились ок. 500 000 человек, примерно половина из которых была зарегистрирована в качестве беженцев. Массовый исход создал чрезвычайную ситуацию в местах приема беженцев. Сирия, Иордания, добровольные службы и БАПОР были вынуждены принимать неотложные меры. Следовало создать десять палаточных лагерей: четыре в Сирии и шесть в Иордании, доставить туда оборудование и наладить образовательное, медицинское и санитарное обслуживание.

Построенные и оборудованные лагеря БАПОР на Западном берегу оставались пустыми, поскольку эту территорию оккупировали израильтяне. С течением времени БАПОР заменила палатки во временных лагерях на однокомнатные жилища, каждое на одну семью. В 1970-е очередной периодически повторяющийся финансовый кризис нанес удар и по БАПОР, и в 1975-1976 Агентство почти приостановило свою деятельность. Существуя исключительно на добровольные пожертвования со стороны правительств, межправительственных и неправительственных организаций, частных лиц и компаний, Агентство испытывало растущие трудности в плане финансирования программ поддержки соответствующих служб. К 1980-м годам финансовое положение БАПОР стабилизировалось, когда Агентство стало получать регулярные взносы со стороны ООН вместе со специальными взносами чрезвычайного фонда для нужд жителей Западного берега, района Газы и Ливана. К началу 1992 БАПОР поддерживало более 2615 тыс. палестинцев, 452 тыс. которых находились на Западном берегу; 550 тыс. в Газе; 1000 тыс. в Иордании; 317 тыс. в Ливане; 296 тыс. в Сирии. Число беженцев в Иордании резко возросло, хотя и неофициально, в 1991, когда во время войны в Персидском заливе 300 тыс. палестинцев покинули Кувейт. БАПОР обеспечивает работой ок. 15 тыс. палестинцев. По числу арестованных и подвергшихся тюремному заключению сотрудников БАПОР занимает первое место среди подразделений ООН. В марте 1992 85 представителей штаба БАПОР находились в заключении, а 78 из них были задержаны военными властями Израиля.

^ Международный уголовный суд — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечества. Создан Римским статутом, принятым в 1998. Существует с июля 2002. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция — Гаага, но заседания могут происходить в любом месте. Не путать с Международным Судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иные компетенции; в отличие от него, МУС независим от ООН (хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности). Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. В настоящее время Римский статут ратифицирован 105 государствами во всём мире. Количество государств-участников МУС постоянно растёт. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года. Однако она еще не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства. Внутренняя компетенция суда ограничена тремя группами преступлений:

преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществленное с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);

преступления против человечности (осуществленные как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);

военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.)

Четвёртое преступление, входящее в компетенцию МУС — это агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

  1. Основные направления деятельности ООН. Проблема модернизации ООН.

Система ООН придаёт приоритетное значение борьбе с бедностью. Г.А. объявила 1997-2006гг Международным десятелетием ООН по борьбе за ликвидацию нищеты. Её целью являются искоренение абсолютной бедности и значительное сокращение общего глобального уровня нищеты с помощью решительных национальных мер и международного сотрудничества. В декларации тысячелетия мировые лидеры постановили к 2015 сократить вдвое численность населения, имеющего доход менее 1$ в день, а также определили целевые показатели в борьбе с бедностью и заболеваниями.

^ Программа Развития ООН (ПРООН) – главный приоритет своей работы борьба с бедностью. Рассматривает нищету как комплексное явление, включающее отсутствие у населения прав и возможностей, доходов и доступа к базовым услугам. расширение доступа к жилью и базовым услугам, расширение возможностей в области занятости, расширения доступа населения к земле, кредитам, технологиям, проф подготовки и рынкам. Предоставление населению возможностей для участия в политическ. Процессах, формирующих их жизнь.

Крупнейший источник донорских средств, выделяемых Банком на обеспечение основных социальных услуг в беднейших странах, является Международная Ассоциация Развития (МАР).

^ Продовольственная и сельскохозяйственная ООН (ФАО) +комитет по всемирной продовольственной безопасности ФАО. доступ для всех и в любое время к продуктам питания, необходимым для активной и здоровой жизни.

^ Мировая продовольственная программа (МПП).

Программа ООН по населённым пунктам (ООН-ХАБИТАТ).

Национальные и международные цели ООН по борьбе с бедностью

Декларация Тысячелетия: -сократить вдвое к 2015 долю населения, имеющего доход менее 1 долл. в день, и долю населения, не имеющего доступа к чистой питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств; - к 2015 обеспечить чтобы все мальчики и девочки во всём мире имели возможность получать начальное школьное образование в полном объёме и иметь равный доступ ко всем уровням образования; - добиться снижения материнской смертности на три четверти и смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети; - остановить распространение ВИЧ/СПИДа, малярии и других основных болезней; - оказывать особую помощь детям, осиротевшим в результате ВИЧ/СПИДа; - к 2020 обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 млн обитателей трущоб; -способствовать обеспечению равенства мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин как средствам борьбы с нищетой, голодом и болезнями и стимулирования устойчивого развития; - разработать и осуществлять стратегии, предоставляющие молодым людям во всём мире возможность находить достойную и продуктивную работу; -поощрять фармацевтическую промышленность к обеспечению более широкого распространения основных лекарств и большей доступности для всех, кто в них нуждается в развивающихся странах; -наладить прочные партнёрские отношения с частным сектором и организациями гражданского общества во имя развития и искоренения нищеты; -обеспечить, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационных и коммуникационных технологий.

^ Взаимодействие ООН с региональными организациями в обеспечении международной безопасности

Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

- ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

- ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

- В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

- Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

- ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил. Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).

В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:

- обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования,

- расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;

- повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);

- изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;

- модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;

- более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;

- уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;

- повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава

Широкое обсуждение необходимости реформирования Организации Объединенных Наций проходит в основном под лозунгом реформирования ее политических органов − Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи и реже Международного Суда. Планы реорганизации Международного Суда ООН широко обсуждались юристами-международниками с 50-х годов XX века. В основном проекты предлагались американскими юристами. Например, проект реформы Грэнвила Кларка и Луи Сона предусматривал два варианта: детальная переработка Устава ООН или создание новой международной организации, связанной с ООН. Известные западные юристы-международники Херш Лаутерпахт и Лео Гросс предлагали внести изменения в документы ООН с тем, чтобы Международный Суд ООН имел обязательную юрисдикцию по всем делам и в отношении всех государств, кроме тех, которые не заявят обратное. Эберхард Дейч и Анвар-и-Квадир занимали наиболее жесткую позицию, предлагая принять всем членам ООН обязательную юрисдикцию Суда без оговорок. Национальные и международные организации и конференции, как и отдельные ученые, принимали участие в обсуждении проектов реформ Международного Суда ООН. В США в 1961 г. Комитет по эффективному использованию Международного Суда рекомендовал внести поправки в Статут Суда, в соответствии с которыми Суд сам бы решал, приемлемы ли заявленные государствами оговорки при принятии юрисдикции для рассмотрения конкретного дела. Американская Ассоциация международного права в 1975 г. разработала проект реформы, который предусматривал обязательную юрисдикцию Суда по отдельным спорам и запрещал некоторые оговорки при ее принятии на основании ст. 36 Статута Суда. Все указанные проекты реформ объединяет одно: главное внимание уделяется проблеме дальнейшего расширения и углубления юрисдикции, с приданием ей обязательного характера (функциональное направление реформы). Институциональная реформа в проектах выражена в идеях нового порядка избрания членов Международного Суда ООН, изменения его состава, круга субъектов споров. Реформа Совета Безопасности, главного органа ООН по поддержанию международного мира и безопасности, должна быть направлена на укрепление его потенциала в интересах эффективного выполнения им своих полномочий, закрепленных в Уставе ООН. Россию не устраивает существующий уже более десяти лет тупик в связи с медленными темпами продвижения реформы СБ, которая придала бы составу этого органа характер, в большей степени отражающий современные международные реалии. В то же время в условиях глубинных расхождений среди государств по этому вопросу, работу необходимо вести поэтапно и весьма осмотрительно. Как заявил на открытии 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Российской Федерации В.В.Путин, принципиальным ориентиром здесь остается достижение самого широкого согласия по всем аспектам расширения Совета Безопасности ООН. Нельзя допустить, чтобы в ООН возник раскол по этому важному для интересов многих государств и всей Организации вопросу. . Россия готова продолжать кропотливую работу по сближению подходов, в первую очередь по ключевому аспекту о будущем составе Совета Безопасности, один из важнейших элементов которого - будет ли расширение затрагивать обе категории постоянных и непостоянных членов Совета. Мы открыты к рассмотрению конструктивных предложений по этому вопросу, при том понимании, что увеличение любой категории должно охватывать как развитые, так и развивающиеся государства, с наделением и тех, и других равным статусом. В этом контексте Российская Федерация считает, в частности, что в случае создания дополнительных мест постоянных членов Совета Безопасности, достойными кандидатами на них были бы Германия, Япония, Индия и Бразилия, равно как и авторитетное африканское государство. Такой подход позволит обеспечить адекватный баланс интересов членов Совета и закрепить тенденцию к достижению консенсуса в его рамках. Мы убеждены в контрпродуктивности идей, ведущих к ущемлению прерогатив и полномочий нынешних постоянных членов Совета Безопасности, включая право вето. Неоправданная и искусственная критика института вето лишь подогревает ненужные эмоции и не способствует достижению искомого согласия по параметрам реформы. Что касается вопроса о предоставлении права вето новым постоянным членам, то его целесообразно рассматривать после того, как будет достигнуто согласие о конкретном членском составе расширенного Совета Безопасности. При этом важно сохранить компактный состав Совета Безопасности, поскольку его чрезмерное расширение может негативно сказаться на работоспособности и эффективности этого органа.


  1. 9055073670449015.html
    9055195996718129.html
    9055277526921448.html
    9055444829441173.html
    9055523807851171.html