О.А. ГАЛИЦКАЯ - Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья


^ О.А. ГАЛИЦКАЯ

omp@mail.osu.ru

Оренбургский государственный университет


Интернет с надстройкой WWW стал не только новым видом связи и большой базой данных, но и системой получения знаний, огромным искусственным интеллектом с персональным интерфейсом для каждого желающего. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, еще столько же – очным, а остальное время – самообразованию1.

Не случайно в положении о направлениях обучения с использованием современных информационных технологий, принятом Советом ЕС еще в 2001 г., как стратегическая цель государств ЕС обозначено создание единой образовательной сети, строящейся на принципах единства, в соответствии с международными стандартами на образовательные технологии, поскольку «электронизация и стандарты усиливают педагогический и образовательный эффект по использованию культурных ресурсов библиотек, научных музеев и архивов».

Многие российские исследователи уже сейчас констатируют тенденцию превращения Интернета в основной источник информации по целому ряду вопросов. В конце 2007 г. президент России Владимир Путин встретился в Санкт-Петербурге с лауреатами проекта «Профессиональная команда страны» и поделился своим мнением об Интернете. Упомянув о том, что за последние семь лет в России количество пользователей Интернета увеличилось в 10 раз, он назвал их «безусловно, наиболее продвинутыми и талантливыми» людьми, на которых лежит ответственность за создание в Сети «атмосферы высокой нравственности»2.

Очевидно, что данный прирост будет осуществляться, в основном, за счет молодых пользователей. Об этом наглядно свидетельствуют и данные Фонда Общественного Мнения. Так, в России в третьем квартале 2007 года пользователями Интернета стали 24% населения в возрасте от 18 лет и старше. На примере Приволжского Федерального округа, к которому относится Оренбургская область, можно наглядно увидеть, что большая часть этой группы – 43% – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Далее численность групп несколько снижается: пользователей в возрасте от 25 до 34 лет – 27%; в возрасте от 35 до 44 лет – 17%; от 45 до 54 – 10%; от 55 лет и старше – только 3%3.

В этих условиях педагогическое сообщество Оренбуржья ведет интенсивный поиск оптимальных форм и методов работы в новом образовательном пространстве, направляя свои усилия на формирование единой информационной образовательной среды.

Следует отметить, что данная задача осложняется целым рядом проблем, среди которых выделяются следующие:

– отсутствие единой идеологии построения электронных коллекций и принимаемых организационно-технических решений;

– разбросанность информации по различным сайтам и электронным коллекциям;

– нерациональное дублирование работ по сканированию и распознаванию печатных изданий,4 а также по созданию электронных ресурсов.

Мониторинг образовательного сектора Интернет-пространства Оренбургской области выявляет, помимо перечисленных, еще и недостаточно высокую активность основной массы педагогической общественности в коллективной работе по формированию единой образовательной среды.

Перечисленные проблемы предопределяют ряд противоречий, отмечаемых рядом исследователей, в частности:

В этих условиях приоритетной задачей стало создание целостной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам, поскольку именно построение единой образовательной информационной среды создает условия для реализации образовательных программ различных уровней, позволяет активизировать научно-педагогическую деятельность, с минимальными временными и финансовыми затратами распространять передовые инновационные методики. «Анализ состояния образования в Оренбуржье показывает, что перспективное развитие регионального образования, определение стратегической сущности и тактической значимости образовательной политики в каждом городе, в каждом районе, в каждом образовательном учреждении связаны с созданием организационных и технологических основ формирования и развития ЕОИС»5.

Одним из результатов работы в этом направлении явился инициативный проект Оренбургского государственного университета по созданию Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья (http://www.orenport.ru), который изначально задумывался как специальная инфраструктура информационного обеспечения образовательного процесса, направленная на формирование методологической основы содержания образования, разработку методов и организационных форм обучения и воспитания, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современных условиях массовой коммуникации и глобализации. Роль образовательных порталов как одного из способов реализации перехода от «обучения» к «образованию» в условиях информационного общества вряд ли можно переоценить, поскольку они изначально создаются как специальная инфраструктура поддержки учебно-образовательного процесса в целях концентрации электронных ресурсов в различных предметных областях и на различных уровнях образования, для систематизации и классификации их, а также обеспечения информационного и административного сопровождения образовательной деятельности.

Разработанный на базе Оренбургского государственного университета проект предоставляет новые технологические, методические и информационные возможности для образовательных учреждений, что особенно актуально в настоящее время, в период реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования как основных направлений государственной образовательной политики. Ожидаемым результатом проекта является создание своего рода геомаркетингового и геопоискового средства образовательных ресурсов и образовательных услуг,6 что достигается путем:

Функционирование портала как интерактивной, разнообразной по содержанию информационно-сервисной структуры определяется организационными, методическими, техническими и программными условиями, которые нашли свое отражение в «Положении о Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья» и других документах, разработанных инициативной группой.

Информационно и функционально портал интегрируется как в среду созданных образовательными структурами Оренбуржья сайтов, так и в систему общероссийских образовательных порталов. Он спроектирован как единая точка входа в информационно-образовательную Интернет-среду для различных категорий пользователей и участников – преподавателей, учителей, студентов, аспирантов, соискателей, администраторов образовательного процесса, школьников, абитуриентов и их родителей – всех интересующихся образовательными вопросами.

Работа портала строится на принципах соблюдения авторских и смежных прав, а также многоуровневого контроля над прохождением ресурсов и их качеством.

В январе 2008 года исполнился год со времени выхода портала в Сеть, и, хотя времени прошло совсем немного, можно говорить о том, что проект востребован.

Участники Всероссийского Интернет-педсовета выставили ресурсу оценку 4,77.

В каталоге Mail.ru в рубрике «Образовательные порталы и каталоги» Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья также занимает II место по популярности (среди 47 ресурсов).8

В марте и апреле 2007 г. он был зарегистрирован оренбургскими Интернет-каталогами Оren.ru и Оren-burg.ru, где уже сейчас размещается на I месте по переходам (Оren.ru9) и на III по популярности (Оren-burg.ru10) среди образовательных сайтов области (данные на 22.02.08).




Рис. 1. Статистические данные уровня популярности ведущих образовательных сайтов по данным каталога Oren-burg.ru (по данным на 11 февраля 2008 г.)


На сегодняшний день коллекции портала объединяют значительный объем научно-образовательных электронных ресурсов, ориентированных на выработку новых стандартов организации образовательного процесса, обеспечивающих наличие комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов. По данным на 1.01.2008 г. только образовательных электронных ресурсов (учебников, сборников, методических пособий, программных комплексов, слайд-шоу, словарей, энциклопедий, справочников, монографий, статей и т.п., а также аннотированных ссылок на них) здесь более двух тысяч.

Помимо этого, портал содержит заметный объем информационных ресурсов. Справочный характер носят рубрики, на которых размещены базы данных по персоналиям и организациям, деятельность которых связана с образованием и наукой (учебные заведения области, их структурные подразделения; научно-исследовательские институты и центры, в том числе – центры обучения, информационных технологий, тестирования, межкультурной коммуникации), а также рубрики, содержащие информацию о российских и зарубежных конференциях, семинарах, симпозиумах и т.п.

Информационными составляющими являются также коммуникативные средства (Интернет-конференции, форумы, чат, блиц-опросы, личные страницы преподавателей, педагогов, аспирантов и студентов) и новостная лента (ежедневно обновляющиеся новости образования и новости портала).

Осознание насущной необходимости совместного решения образовательных проблем, когда складываются новые формы воспроизводства научного знания и обмена информацией, неизбежно делает актуальной консолидацию усилий, направленных на кардинальные изменения существующих технологий образования и воспитания личности.

Практика работы с электронными ресурсами подсказала оптимальный вариант их классификации – в соответствии с тематической рубрикацией, уровнем образования, а также функциональным признаком, определяющим их значение и место в учебном процессе.

С точки зрения функциональной структуры портала выделяются три макроуровня: презентационно-информационная часть (данные об учебных заведениях, ведущих педагогах и научно-педагогических работниках области; информация о регионе, научно-педагогическая деятельность Оренбуржья, новостной блок, информация для абитуриента, региональный рынок труда); научно-образовательные ресурсы (монографии, научные статьи, материалы конференций, учебно-методические, обучающие и контролирующие, а также дополнительные электронные ресурсы, инновационные образовательные технологии и компьютерные средства в образовании); сервисная часть (поиск на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, мониторинг, коммуникативные сервисы).


Основным образовательным компонентом портала является его библиотека (рубрика «Электронные образовательные ресурсы»), база данных которой аккумулирует и хранит электронные документы и изображения определенных форматов: региональный каталог аннотированных электронных изданий на CD и DVD; полнотекстовые публикации (учебники и учебные пособия, монографии, статьи, материалы конференций и т.п.); информацию об образовательных ресурсах региона, библиотеках, музеях и архивах; аннотированный каталог предметно-ориентированных Интернет-ресурсов, библиографические списки.

Электронные версии объемных публикаций представляются в виде совокупности файлов, соответствующих отдельным главам, параграфам, статьям, и гипертекстового файла-оглавления, имеющего ссылки на отдельные составные части документа, т.е. в ряде случаев публикации проходят предварительную техническую обработку.

Все электронные ресурсы сопровождаются оригинальной или написанной редакторами портала аннотацией, отражающей содержание, и размещаются по разделам в соответствии с тематическим рубрикатором.

Размещаемые электронные ресурсы классифицируются не только по уровням образования, но и по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

С ростом базы данных структурирование ресурсов совершенствуется, происходит взаимопроникновение разделов, но путь потребителя к нужному ресурсу продолжает осуществляться по единому маршруту: уровень образования – область образования – название предмета – вид ресурса.

Как источники образовательных ресурсов рассматриваются сайты государственных и межгосударственных структур, региональных структур управления образованием, учреждений среднего, среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования, учреждений научной и методической поддержки образования, научно-исследовательских организаций, сайты средств массовой информации и периодических научных изданий, частные электронные коллекции, созданные специалистами, инициативными группами и виртуальными сообществами.

Анализ Интернет-ресурсов осуществляется с позиций их статуса и важности включения в учебный процесс образовательных учреждений региона.

Следует заметить, что задача сбора и накопления огромных массивов образовательной информации не рассматривалась проектом как первостепенная: создаваемая на местах, информация сама стекается на портал, где ее проще всего искать всем участникам образовательного процесса. Основное внимание уделяется проработке корневой структуры и шаблонов для консолидации информации, ее структурированию, а также процессу формирования творческих коллективов для работы над рубриками.

Сочетание информационного сервиса с перспективами, которые открывают совместная работа и консолидация образовательных ресурсов, прошедших экспертную оценку специалистов, дает возможность систематизации учебно-методических наработок, создает определенные условия для их интеграции в российскую систему образования, обеспечивая успешное продвижение новых проектов на образовательном рынке.

В целях обеспечения регулярного наполнения информацией портала изначально были сформированы следующие базовые сервисы и службы:

Организационные, методические и программные требования к порталу тесно увязываются с основными технологическими требованиями, определяющими его как интерактивную информационно-сервисную структуру, назначение которой – формирование региональной образовательной среды и интеграция в образовательное Интернет-пространство.

Разработка программного комплекса выполнена силами ЦИТ ОГУ, программисты которого на первом этапе, когда требовалась доработка и обкатка программного комплекса, осуществляли и его сопровождение.

Исполнительным органом портала является его редакционная коллегия,11 информационно-методическая группа которой, созданная в соответствии с приказом ректора ОГУ на базе отдела мультимедийной продукции УСИТО, осуществляет:

Научно-методическое руководство порталом, его ведение и эксплуатация, безусловно, требуют определенных финансовых вливаний. Однако его полномасштабное осуществление представляется целесообразным, поскольку проект направлен на повышение качества образования в регионе, увеличение эффективности использования научных и педагогических ресурсов высшей школы для решения задач социально-экономического, научно-технического и информационного развития региона, обеспечения широкого и свободного доступа к информационным ресурсам. Все это положительно скажется на улучшении качества учебного процесса для всех уровней и форм образования, будет содействовать формированию единой образовательной информационной среды.


Литература:


  1. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В., Чугунов А.В. Формирование электронного документного пространства в России: проблемы взаимодействия и кооперации создателей электронных коллекций // Информационные ресурсы России. 2005. №1. http://www.kcnti.ru/irr/83/index.html

  2. Журавлева Е.Ю. К определению сети Интернет // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. – СПб.: Изд-во Филологического
    ф-та СПбГУ, 2004, с. 8-10.

  3. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям. /Вестник Российской Академии Наук. Т. 71, №7, с. 579, 2001.

  4. Концепция создания и развития регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=287

  5. Положение о региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=132

  6. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966. С. 339-340.

  7. Российский портал открытого образования: педагогические рекомендации и опыт сетевого обучения. Настольная книга. /Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 424с.

  8. Смоленский А. Путин оценил Интернет //Взгляд // http://www.vz.ru/politics/2007/11/26/127470.html

  9. Солдаткин В.И. Взгляд на создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации. – Телематика 2003. http://tm.ifmo.ru/tm2003/db/doc/get_thes.php?id=12

  10. ФОМ. Опросы «Интернет в России // Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007 // http://bd.fom.ru/report/map/ projects/internet/internet0703/int0703#Abs9

  11. Хуторской А.В. Модель Интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm.


^ ДИЗАЙН РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ОРЕНБУРЖЬЯ

КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ИНТЕГРАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО


^ Е.Н. ДУДКИНА

nodesire@mail.ru

Оренбургский государственный университет


Разработка дизайна и интерфейса образовательного веб-сайта является многоплановой задачей, решение которой имеет немаловажное значение для успешного выполнения всего проекта по созданию образовательного веб-ресурса.

Работа, осуществляемая в рамках инициативного проекта Оренбургского государственного университета «Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья», проводилась с учетом реальных потребностей широкого круга пользователей, а также имеющихся стандартов, выработанных образовательным сообществом при формировании системы портальных ресурсов – т.е. с опорой на единые стандарты в размещении и оформлении информации.

Следует заметить, что в области веб-дизайна накоплен большой международный опыт разработки и использования системы критериев оценки проектных решений. В практикоориентированных работах в понятие usability (удобство пользования) нередко включают не только организацию визуально-моторного интерфейса пользователя, но и оценку стиля контент-администрирования сайта.

На Западе наиболее широкое распространение получила оценка сайтов по пяти довольно простым критериям – Five Criteria for Evaluating Web Pages (Jim Kapoun):

• Accuracy – тщательность, точность, свобода от ошибок;

• Authority – ответственность определенных лиц за контент;

• Currency – актуальность контента, обновляемость;

• Objectivity – отсутствие предвзятости;

• Coverage – информационная полнота12.

Как интерфейсный безоговорочно можно принять, пожалуй, лишь первый, что лишний раз подтверждает отсутствие общепризнанной системы критериев на сегодняшний день и проблематичность их выработки вообще. К тому же, специалисты по когнитивной эргономике настаивают на том, что система критериев должна каждый раз перерабатываться под задачу проектировщика Интернет-ресурса (сайта, портала) с учетом специфики области и жанра самого ресурса.

Следует отметить как довольно распространенное явление при реализации интерфейса очевидное и вполне понятное стремление веб-дизайнера заявить о себе как о креативном, оригинальном специалисте, что обусловливает и поиск нестандартного решения, которое сделало бы его сайт абсолютно непохожим на другие. Однако стремление к самовыражению и полный отказ от наработанных стандартных решений зачастую осложняет работу пользователей.

При проектировании интерфейса Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья мы стремились учесть все особенности данной проблемы, применяя наиболее взвешенные решения и ориентируясь на те, которые позволяют как опытному, так и начинающему пользователю легко работать с контентом. Ниже приводится экранный образ стартовой страницы Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья.





Рис.1. Стартовая страница Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья


Дизайн портала разрабатывался на основе нескольких представлявшихся концептуально важными положений, реализация которых стала основной задачей.

^ 1. Наличие оригинального и потенциально узнаваемого графического дизайна главной страницы.

Для портала был разработан корпоративный герой – муравей, олицетворяющий трудолюбие и коллективный труд, что соответствует основной цели Портала – консолидации усилий педагогического сообщества Оренбуржья в рамках работы по формированию единой информационной образовательной среды региона. Образ корпоративного героя сочетается с рекламным слоганом «Работаем вместе!».

Создан логотип, представляющий собой своеобразное начертание заглавных букв ключевых слов: Образовательный Портал Оренбуржья.

Как фирменные были выбраны следующие цвета – теплый оранжевый и холодный синий, которые создали контраст, способствующий быстрому формированию зрительного образа Портала.

^ 2. Эргономичность (структурированность и ясность) системы меню на экране.

Общеизвестно: продуманный, удобный, хорошо организованный интерфейс привлекает внимание, позволяет быстрее и качественнее осваивать материал, не вызывает усталости и напряжения при работе, т.е. обеспечивает более полноценный результат. Материал, который предъявляется на Портале визуальным рядом, оформлялся с расчетом на одновременное восприятие всех элементов предъявления через схему и образ, чтобы избежать возможной потери информативности.

В целях создания сквозной компоновки использовался принцип зонирования13, для чего за теми или иными блоками информации (название рубрики, текст, иллюстрация, навигация и т.п.) закрепляются четко определенные места на странице. Схематично это можно представить следующим образом (рис. 2-5.).




Рис. 2. Схема размещения на Портале информационных блоков на стартовой странице (0 уровень)




Рис. 3. Схема размещения на Портале информационных блоков на странице второго уровня (на примере библиотеки Портала)




Рис. 4. Схема размещения на Портале информационных блоков на странице третьего уровня (на примере библиотеки Портала)




Рис. 5. Схема размещения на Портале информационных блоков на корневой странице новостей

^ 3. Цветовая гамма.

При оформлении страниц Портала учитывался опыт создания web-страниц для Интернета, который показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более четырех основных цветов, при этом текст и иллюстрация делаются достаточно контрастными к фону. Во избежание быстрого утомления глаз при чтении больших текстовых блоков, каковых на Портале много, выбор был остановлен на прямых контрастах, которые усиливаются яркими мелкими деталями (рисунки, пиктограммы) и привлекательно выглядят на нейтральном белом фоне.

Общая цветовая гамма Портала в меру насыщена. Текстовое поле имеет привычный для пользователей мягкий белый цвет, на котором легко читается текст (легкий черный) и воспринимаются любые изображения.

^ 4. Подбор шрифтов по форме и размеру.

Для текста выбран легко читаемый, без засечек шрифт – Tahoma.

Кегль шрифта соотносится с размерами всех элементов оформления и обусловлен степенью важности информации (заголовки крупнее, дополнительная информация мельче и т.д.).

^ 5. Понятность интерфейса.

В работе над дизайном Портала основной задачей являлось обеспечение близости интерфейсных решений к некоторому интуитивно-естественному, привычному для пользователей стандарту. При макетировании главной страницы портала были рассмотрены и учтены дизайнерские решения целого ряда других образовательных порталов.

^ 6. Удобство работы с графическими элементами.

Среди ресурсов портала, помимо всего прочего, имеются фотоколлекции, проблема использования которых связана не только с культурой подачи графического материала, но и с временем загрузки. В целях экономии времени пользователя изображения представлены в минимальном размере, который при желании можно увеличить до реального, перейдя по ссылке.




Рис. 6. Фотоколлекции

На таком же принципе основывается подача карт, схемы и т.д.

7. Удобство работы с прикрепленными файлами.

Контент портала содержит большое количество материалов с прикрепленными файлами. При их оформлении учитывается потребность пользователей в прогнозировании времени их загрузки, для чего указывается размер загружаемого файла или страницы рядом со ссылкой.




Рис. 7. Предупреждение о размере файла

Создание единой информационной образовательной среды требует активного поиска унифицированных решений, облегчающих работу пользователей. И хотя в настоящий момент в среде разработчиков не существует общепризнанных представлений об эталонных образцах, задающих стандарт качества в области веб-дизайна, практический опыт реально работающих и востребованных сайтов необходимо анализировать и активно применять.


Литература


1. Шмелев А.Г. Многокритериальная оценка пользовательских интерфейсов портальных проектов. // В сборнике научных статей «Интернет-порталы: содержание и технологии». Выпуск 2. / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004. – С. 346-361.

2. Головач В.В. «Дизайн пользовательского интерфейса» /http://www.proklondike.com/file/Usability/Golovach_-_User_Interface(RUS).rar.


Роль ИКТ и проектной деятельности

в школьной жизни


^ Т.А. КОШЕЛЕВА

KTASA@yandex.ru

МОУ «Пилюгинская СОШ»


Информация в настоящее время быстро появляется, быстро меняется и быстро устаревает. Поэтому такая информация не может включаться в учебник. Тем не менее, она должна рассматриваться учащимися, для того чтобы вносить обновление в содержание изучаемых предметов, устанавливать связи с окружающим миром. Работая с информацией, ребята приобретают важные умения и навыки.

В настоящее время у большинства наших учащихся есть домашние компьютеры, но используются они преимущественно для игр. ИКТ и проектная методика позволяют управлять деятельностью учащихся. Использование домашнего компьютера в учебных целях позволяет разнообразить преподавание предметов новыми приемами и формами работы. Использование ИКТ способствует формированию личного интереса учащихся к приобретению новых знаний с помощью нетрадиционных источников информации. В настоящее время имеются довольно хорошие мультимедийные компакт-диски с обучающими и развивающими программами. Учитель может использовать CD как для дифференцированного, так и для индивидуального подхода в обучении школьников. Учащийся может выполнить задание как в кабинете информатики, так и дома. С одним и тем же диском ребята могут работать по очереди, сдавая выполненные задания письменно или в виде презентаций, если задание – сообщение. Такая организация работы занимает немного времени и особенно полезна для тех учащихся, которые пропустили занятия. Выполняя подобные задания, ребята учатся вникать в учебный материал, почерпнутый из дополнительных источников, учатся его анализировать. Работая с мультимедийной продукцией, можно заметить недочеты и неточности в изложении учебного материала, поэтому такую продукцию можно использовать в учебном процессе при обязательном контроле учителя. В своей практике для поддержки учебного процесса педагоги часто использую СD при объяснении нового материала по физике. Отсутствие физического оборудования часто не позволяет качественно объяснить физическое явление, что влечет за собой его непонимание и, как следствие, потерю интереса к предмету. Часто меня как учителя не устраивает изложение учебного материала на CD. В этом случае я создаю презентации по тем вопросам учебного материала, которые, на мой взгляд, должны более полно раскрыть суть физического явления.

В настоящее время школьные компьютеры имеют выход в сеть Интернет, в которой содержится огромное множество образовательных ресурсов. Большой интерес у учащихся вызывает поиск информации по заданной теме в Глобальной сети. Такие задания позволяют индивидуально подойти к обучению, учат анализировать требуемую информацию, приводить полученные сведения в систему. При всех достоинствах индивидуального обучения нельзя забывать о преимуществах коллективной и групповой работы, польза которой, прежде всего, в том, что она вырабатывает навыки и потребности в человеческом общении. Одна из форм такой работы – научно-исследовательские конференции, подготовка к которым может основываться на методе проектов. Перед каждым учителем стоит задача: научить ребят применять полученные знания на практике, в реальной жизни. Эту проблему позволяет решить метод проектов, развивающий у школьников способности к самостоятельному познанию нового, интеграции имеющихся знаний, формирующий умение решать жизненные проблемы. Ребята учатся ставить цель, выделять объект исследования, выявлять условия осуществления эксперимента, выдвигать предположения, планировать ход экспериментального исследования, фиксировать результаты работы, анализировать и обобщать полученные данные

ИКТ в моей практике применяются в течение нескольких последних лет. Благодаря этим технологиям, учащиеся под моим руководством создали проекты и презентации, которые были размещены в Интернете на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». В качестве примера хочется привести темы ученических работ, которые были созданы в ходе подготовки к научно-практическим конференциям, различным конкурсам с широким применением метода проектов:

В ходе наблюдений за работой учащихся мною были сделаны выводы о том, что использование ИКТ значительно влияет на качество учебного процесса, реально развивают компьютерную грамотность. ИКТ позволяют эффективно использовать учебное время, что особенно актуально стало в настоящее время, когда сокращаются часы на ведение предмета. ИКТ можно применять на всех этапах урока, что позволяет сделать урок более эффективным. Применение ИКТ индивидуализировало обучение, повысило активность учащихся. Информационные технологии создали условия для самостоятельной работы, повысили мотивацию учения, а также способствуют развитию самооценки у учащихся, создают комфортную среду для обучения.

В настоящее время проводятся различные конкурсы социальных проектов, направленные на различные отрасли народного хозяйства. Цель этих акций – формирование активной гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения через посильный вклад в благоустройство своего села путём реализации социально-общественных проектов. Наша школа старается активно участвовать в этих начинаниях. Работая над социально-общественным проектом «Деревенька моя», учащиеся под руководством педагогов подняли все население села на борьбу с мусором. В результате решения задач проекта были достигнуты следующие результаты: начата закладка парка культуры, продолжается озеленение улиц, очищены от мусора все основные улицы села, разбиты клумбы возле памятников, поставлены контейнеры для мусора возле всех магазинов, налажен регулярный вывоз мусора. Для нашего села это победа, прежде всего, в борьбе против равнодушия жителей.

В заключение можно сказать, что ИКТ позволяют учителю и ученику работать с каталогами и поисковыми системами, общаться с интересными людьми и экспертами в различных областях. Применяя ИКТ, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство, делает учебный процесс более продуктивным, что выражается в идее взаимного обмена опытом своего проживания творческого процесса создания нового знания между учителем и учеником.


Гимназический сайт. Этапы создания


^ С.Н. КРОТОВА,

legoww@rambler.ru

МОУ «Гимназия №2», г. Оренбург


С развитием информационных технологий и внедрением их в сферу образования одним из важнейших этапов формирования единого информационного пространства гимназии является создание и поддержка сайта. Гимназический сайт в сети Интернет выступает в роли визитной карточки учреждения.

В основе идеи создания гимназического сайта лежит желание познакомить посетителей с различными сторонами школьной жизни: историей, традициями школы, ее коллективом, расписанием занятий и планами мероприятий, образовательной деятельностью гимназии, ее техническим оснащением, возможностями получения дополнительных образовательных услуг через кружки, спортивные секции, а также с условиями приема в гимназию. В настоящее время данная информация отражена на сайте МОУ «Гимназия №2», главное меню содержит следующие пункты:

Информационно-образовательными задачами, стоящими перед разработчиками сайта на данном этапе, являются:

Сайт помогает формированию внутригимназической информационно-образовательной среды. По данным регистрации, активными посетителями сайта являются учащиеся гимназии и их родители.

В процессе образовательной деятельности учащиеся активно вовлекаются в сферу Интернет-технологий, создают и поддерживают собственные информационные ресурсы. Объявлен конкурс на лучший ученический сайт, который будет размещен в качестве поддомена гимназического сайта.

В настоящее время работа в сети Интернет становится привычной формой учебной деятельности. Уже зарегистрированы внутри гимназической директории сайты учителей-предметников. В практике гимназии находят применение новые модели учебной деятельности.

Создание и поддержка собственного сайта влечет ряд проблем административного и технического характера.

Сайт имеет собственную директорию (http://www.gym2.ru), для его размещения используются платные хостинговые услуги Majordomo. Преимуществами такой организации являются: поддержка конструктора сайтов, большой объем дискового пространства (до 2000Mb), неограниченное количество доменов и поддоменов, до 10 сайтов на одном аккаунте, собственный почтовый ящик и т.п.

Необходимым условием для создания сайта также являются доступ к Интернет и компьютер, отвечающий определенным требованиям. В качестве программного обеспечения выступают: программы просмотра Web-страничек-броузеры, программа распознавания текста FineReader, текстовый редактор, программа обработки растровой и векторной графики и т.д.

Сайт гимназии построен на основе конструктора Joomla.

Создание сайта включает несколько этапов:

Сайт гимназии имеет комбинированную структуру, включающую систему взаимосвязанных ссылок. В качестве навигационного механизма выступают: домашняя страница, демонстрирующая актуальную информацию; основное меню, присутствующее на всех страницах сайта; горизонтальное меню, расположенное сверху и снизу страницы.

Одним и основных этапов разработки и поддержки сайта является подготовка контента. Рекомендуется в основной статье на странице излагать общие вопросы, подробное освещение темы можно увидеть, перейдя по ссылке. Такая организация позволяет экономить время загрузки страницы и быстро ориентироваться в содержании.

Графическое оформление сайта должно укладываться в общую цветовую схему. Все используемые на сайте фотографии должны быть предварительно обработаны (изменение размера, тоновая и цветовая корректировка).

Публикация сайта подразумевает загрузку файлов на компьютер Web-провайдера посредством FTP.

Для поддержки сайта требуются сотрудники или учащиеся, имеющие навыки по специальностям: разработчик контента, Web-дизайнер, Web-мастер, Web-программист, Web-администратор.



9051702587867214.html
9051782239055330.html
9051878872079370.html
9052054005706720.html
9052193452715102.html