Основная образовательная программа высшего профессионального образования Специальность - страница 2


* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения в среднем за учебный год равна 60 зачетным единицам.


По данной ООП подготовки специалиста обучение в форме очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната не допускается.


^ 2. Термины, определения, обозначения, сокращения


Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

Основная образовательная программа специалитета – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

^ Используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП ВПО – основная образовательная программа высшего профессионального образования;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ПрООП ВПО – примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования.


^ 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника


3.1. Область профессиональной деятельности выпускника


Область профессиональной деятельности специалистов включает: сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности автоматизированных систем в условиях существования угроз в информационной сфере.

^ 3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника


Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: автоматизированные системы, функционирующие в условиях существования угроз в информационной сфере и обладающие информационно-технологическими ресурсами, подлежащими защите; информационные технологии, формирующие информационную инфраструктуру в условиях существования угроз в информационной сфере и задействующие информационно-технологические ресурсы, подлежащие защите; технологии обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем; системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем.


^ 3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника


Специалист по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем, наряду с квалификацией (степенью) «специалист» присваивается специальное звание «специалист по защите информации».


^ 3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника


Специалист по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

^ 1) научно-исследовательская деятельность:

- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам информационной безопасности автоматизированных систем;

- моделирование и исследование защищенных автоматизированных систем, анализ их уязвимостей и эффективности средств и способов защиты;

- анализ безопасности информационных технологий, реализуемых в автоматизированных системах;

- разработка эффективных решений по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем;

- сбор и анализ исходных данных для проектирования систем защиты информации;

- разработка политик информационной безопасности автоматизированных систем;

- разработка защищенных автоматизированных систем по профилю профессиональной деятельности, обоснование выбора способов и средств защиты информационно-технологических ресурсов автоматизированных систем;

- выполнение проектов по созданию программ, комплексов программ, программно-аппаратных средств, баз данных, компьютерных сетей для защищенных автоматизированных систем;

- разработка системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем;

- контроль работоспособности и эффективности применяемых программно-аппаратных, криптографических и технических средств защиты информации;

- экспериментально-исследовательские работы при сертификации средств защиты автоматизированных систем;

- экспериментально-исследовательские работы при аттестации автоматизированных систем;

- инструментальный мониторинг защищенности автоматизированных систем;

- организация работы коллектива, принятие управленческих решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;

- разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности принятых мер по обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем;

- организация работ по выполнению требований защиты информации ограниченного доступа;

- методическое и организационное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем;

- организация работ по созданию, внедрению, эксплуатации и сопровождению защищенных автоматизированных систем;

- контроль реализации политики информационной безопасности;

- реализация информационных технологий в сфере профессиональной деятельности с использованием защищенных автоматизированных систем;

- администрирование подсистем информационной безопасности автоматизированных систем;

- мониторинг информационной безопасности автоматизированных систем;

- управление информационной безопасностью автоматизированных систем;

- обеспечение восстановления работоспособности систем защиты информации при возникновении нештатных ситуаций.


^ 3.5. Требования к результатам освоения ООП ВПО


Выпускник по направлению подготовки 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем» с квалификацией (степенью) «специалист» должен обладать следующими компетенциями (табл. 2).

Таблица 2

Общекультурные компетенции выпускника,

формируемые в процессе освоения ООП ВПО

Код

компе-

тенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции.

Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

1

2

3

ОК

Общекультурные компетенции выпускника:

ОК-1

способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма

Пороговый уровень освоения компетенции: знать содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками поиска нормативно правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности.

ОК-2

способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики

Пороговый уровень освоения компетенции: знать основы права и законодательства России, основы конституционного строя Российской Федерации, характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь использовать в практической деятельности правовые знания, анализировать основные правовые акты, давать правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками поиска нормативно правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности.

ОК-3

способность анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Пороговый уровень освоения компетенции: знать основные этапы развития философской мысли, основную проблематику и структуру философского знания;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть основными методами научного познания.

ОК-4

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества, способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

Пороговый уровень освоения компетенции: знать основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь анализировать современные общественные процессы, опираясь на принципы историзма и научной объективности;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

ОК-5

способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, готовностью и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства

Пороговый уровень освоения компетенции: знать научные основы, цели, принципы, методы и технологии управленческой деятельности;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками выбора, обоснования, реализации и контроля результатов управленческого решения.

ОК-6

способность к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности

Пороговый уровень освоения компетенции: знать содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь работать в коллективе, принимать управленческие решения и оценивать их эффективность;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками выбора, обоснования, реализации и контроля результатов управленческого решения.

ОК-7

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии

^ Пороговый уровень освоения компетенции: знать лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с текстами профессиональной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь читать и переводить научно-техническую литературу на иностранном языке по профессиональной тематике, правильно употреблять терминологическую лексику в профессиональной речи;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

ОК-8

способность к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков

^ Пороговый уровень освоения компетенции: знать лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с текстами профессиональной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь читать и переводить научно-техническую литературу на иностранном языке по профессиональной тематике, правильно употреблять терминологическую лексику в профессиональной речи;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть иностранным языком в объеме, необходимом для получения и изложения информации по профессиональной тематике, навыками общения на иностранном языке.

ОК-9

способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания

Пороговый уровень освоения компетенции: знать основные этапы развития философской мысли, основную проблематику и структуру философского знания;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

^ Высокий уровень освоения компетенции: владеть основными методами научного познания.

ОК-10

способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, к изменению вида своей профессиональной деятельности

Пороговый уровень освоения компетенции: знать научные основы, цели, принципы, методы и технологии управленческой деятельности;

Продвинутый уровень освоения компетенции: уметь использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач;

9048144248229450.html
9048265631852968.html
9048503830219744.html
9048634723134480.html
9048775099820676.html